суббота, 19 января 2013 г.

Рассказ про "Хибины 2007" (часть 1)

Я вот подумала, что вполне можно было бы рассказать про то, как мы двумя семьями как-то ходили в горы. Это было же достаточно давно в конце июля - начале августа 2007 года. Я писала что-то типа дневника, который здесь и представлю. Да, и на следующее лето мы уже никуда не пошли в поход, потому что родился Тимошка ;) Но вот сейчас опять во мне уже зреет чувство, что "пора!!!" Надо только немного поработать над моими габаритами, чтоб я катамаран не потопила или не устроила землетрясение в горах :))) И вполне можно в путь!

Фото в рассказе будут небольшие - извините, других нет - увы! И это именно дневник похода со всякими подробностями про насморки, хождение и еду ;) И еще про настроение :)

Итак...

Зимой 2007 года после долгой и мучительной "болезни Хибинами" было принято решение: "Идем!"
Вообще-то, надо сказать, что я и мой муж там уже были: Серега летом 1989 года, а я три лета подряд с 1991 по 1993. Серега ходил с группой от школьного туркружка, а я с разношерстной группой единомышленников, где я 17-летняя (в первый раз! обычно я бывала "старшей девочкой" в походах) была самая младшая, а остальные были на 2-4 года по-старше.
Но туда тянет. И вспоминается только самое красивое: белые ночи - бесконечный закат, море черники и белых грибов и горы и озера, мхи-лишайники и карельские березки, снежник, пахнущий арбузом и крабовые палочки в Мурманске, которых тогда нигде было не купить. Даже сигареты "Стюардесса" почему-то вспоминались с любовью и теплотой, хотя некоторые уже давно не курят (бросили в один день с мужем довольно много лет назад).
И вот куплена карта, проложен маршрут, перечитаны отчеты последних лет (в основном в интернете).
Начали собирать компанию.
Решили, что идем с нашими парнями: я - мама (брюнетка), Сергей (ст) - папа (бородатый), Сережка - старший сын почти 12 лет, Андрюшка - на тот момент младший сын 9,5 лет) и еще одну семью позвали: Соловьев Андрей (Соловей, Дятел, в очках) - папа, Леночка (Дятличка, блондинка) - мама, Катя - единственная дочь, 11 лет). Ребята пригласили еще одну знакомую с собакой, но в процессе подготовки к походу она "отвалилась" сама собой.
Мы купили заранее билеты (взрослый туда стоил около 1100, а обратно - 1200-1300), рассчитали еду, все закупили и упаковали, распределили дежурства, но придерживались их только из-за детей. А я решила все писать и взяла с собой толстую тетрадку, ручку и фотик.
Вот что я записывала...
Фотки будут не только мои, но и Леночкины (фоткали тогда на пленочный Кэнон ЭОС 200 и две мыльницы). Вот как раз: "я фоткаю пейзаж" в исполнении Леночки, автопортрет на камушках и фотоохота на "флемингов" ;) .

План по маршруту (которому не суждено было сбыться ровно наполовину):
21 июля 2007 сб отъезд из Москвы
22 июля 2007 вс поезд
23 июля 2007 пн приезд на ст. Имандра в 7:20. Отойти на 5-6 км и поставить лагерь на реке Гольцовка на повороте тропы на перевал Северный Чорргор
24 июля 2007 вт перевал Сев. Чорргор (на базе КСС узнать о машинах в Кировск) (11-12 км)
25 июля 2007 ср дневка
26 июля 2007 чт перевал Южный Рисчорр до реки Тульйок (20 км)
27 июля 2007 пт выход к Умбозеру (7-10км)
28 июля 2007 сб дневка
29 июля 2007 вс дневка
30 июля 2007 пн подход под перевал Умбозерский (10 км)
31 июля 2007 вт перевал Умбозерский до озера Гольцовое (Пай-Куньявр) (18-20 км)
1 августа 2007 ср подход к перевалу Кукисвумчорр (10 км)
2 августа 2007 чт перевал Кукисвумчорр (15 км)
3 августа 2007 пт отъезд из г. Аппатиты

Конечно, все было рассчитано так, чтобы можно было куда-то не ходить или срезать - все же с детьми идем!
Так и вышло. Мы с мужем когда продумывали маршрут совершенно не вспоминали про то, что Хибины считаются аномальными горами и, что расстояния надо умножать, как минимум на "два"! Ходить там очень даже непросто.
Далее следует мой дневник, который я вела в походе.

23 июля 2007 года.
Вышли из поезда в 7:20. Успешно. Через 1 км от станции выяснилось, что Леночка потеряла фотик. Все искали и ругались, а оказалось, что Соловей (ее муж) его убрал в свой рюкзак и специально не говорил, чтобы она осознала, какая она растяпа...
Идти надо по большой тропе, около реки тропка - ...опа.
10:17 встали на место. Мошки тучи! Все в накомарниках. Что-то я здесь такого еще не видела.
Приготовили суп ( из неучтенки), чай, съели колбасу (кстати, мы забыли сало и купили в Петрике (Петрозаводске) колбасу).
13:00 пошли гулять вперед по маршруту, а Соловей остался стеречь лагерь.
15:00 вернулись, прошли около 8 км до Маннепакха (речка) и и чуть дальше к перевалу Сев. Чоргорр. Думаю, что завтра имеет смысл только подойти под перевал как можно ближе, но не брать его. Встретили несколько групп. Две стоят на слиянии рек с разных сторон. Очень большие перепады давления: утром было солнце, потом когда гуляли накрапывал дождь. Силин уснул, ребята учатся играть в преф, а я типа зашиваю палатку.
На ужин пюре и тушенка.
Решили лечь в 22:00 и встать в 8:00. Ну-ну! Посмотрим.
22:00 дети ушли спать и очень быстро вырубились.
В 23:20 легли мы. У Соловья жутчайшая изжога. У Кати болит глаз.
Спокойной ночи.

24 июля 2007 года.
Дежурные: Силины (папа, мама и Андрюша)

Папа встал в 7 часов и сказал, что не может больше спать. Потом встали Сережка и Соловей. Нас с Андрюшей разбудили в 8:00. Последними вылезли из палатки Леночка и Катюха.
Позавтракали и ушли из лагеря в 10:40-10:45.
Подошли к самому Северному Чорргору и встали там, где крайний левый приток впадает в р. Маннепакх. Группа перед нама ушла на перевал. Остановились около 17 часов. Сразу выглянуло солнышко. Все помыли ноги, некоторые не только ноги.
19:18 развели костер. Дров мало. Дети всю дорогу хотели жрать (не просто есть, а именно жрать!), хотя мы делали по дороге обед с горячим супом! Наверное, растут?
В 22:00 дети легли спать. Леночка пришла с насыпи и мы (я и Силин) пошли на разведку. Проверили дорогу до самого подъема на перевал. Лучше идти по левой стороне, но недавно произошли оползни и тропинка в одном месте плохопроходима, следовательно, придется делать 2 брода, т.к. дальше тропа слева выводит прямо к перевалу.
Обратно дорога заняла 40 минут.
Мы вернулись без 20 минут час. Соловей не спал. Леночка заболела: температура + горло.
Спокойной ночи.

25 июля 2007 года.
Дежурные: Соловьи в полном составе.

Леночка заболела. Отлеживается. Вся пропотела. Пьет чай и отвар: вишня, яблоки, чуть-чуть чая, брусничные листья и сахар (яблоки и вишня сушеные). Дали ей банку с аскарбинкой. Решили никуда не ходить. Встали в 8:15 (мы), Соловьи раньше. На завтрак доели вчерашнюю гречку. Мюсли съели вообще крайне мало.
Нашли 4 гриба. 11:17 сижу: их чищу. Дети играют в преф. Соловей поет и рассуждает об "Интернационале". Серега принес воды.
Погода серая иногда с моросью.
16:00 Соловей, Катя и Сережка пошли погулять со штоками. Андрюша и папа пришли с прогулки и играют в шашки. Леночка спит. Я звонила домой: Алина (жена моего брата) ушла рожать, Клим (ее сын 1 год 1 мес) с Юркой (моим братом), мама едет домой. Круто!
Позже Леночка нам почитала из инета про Хибины. Там почему-то было много про медведей (она потом полночи боялась).
Дети с Соловьем пришли к шести вечера и почти сразу началась гроза. Мы с Сережкой играли в палатке в карты, Соловей спал (?), а все остальные сидели под тентом и готовили ужин. К 8 вечера дождь закончился, все поели.
К 10 вечера дети легли спать, мы еще погуляли, пофоткали, поискали камушки. Легли около часа ночи. Было ясно.
На сегодня все.

26 июля 2007 года
Дежурные: я, Серега и Сережка
Силин встал в 7:30.
Густейший туман. Полнейшее ощущение дежавю: когда-то в далеком 1988 году еще в школьные годы прямо перед серьезным подъемом был утром туман, был Соловей и из-за них обоих задержался выход, но - Слава Богу! - все обошлось.
Приготовили завтрак, поели, собираемся.
Сейчас 10:38. Я в палатке без тента на голом коврике.
Туман то чуть-чуть разойдется, то густеет. Собираемся. Но идти в Хибинах в тумане точно нельзя. Я однажды засиделась у костра, а туман как-то вдруг так погустел, что вытянутой руки не видно было и костер еле-еле горел. Вообще-то жутковато - бр-р-р! Поэтому лагерь раньше, когда ходили школьными группами огораживали веревкой, чтобы никто не ушел в туман.
Что-то около часу дня мы наконец-то вышли, незадолго до этого нас обогнала группа детей класс 7-9 с руководителями.
До того места, где мы с нашим папой были позавчера мы дошли довольно бодро. Потом начался подъем и мы стали уставать и терять тропу. Перед самым крайним крутым подъемом дети неожиданно понеслись вперед, как ужаленные и взрослые стали отставать (лишний вес, большая часть груза на папах, некоторые последствия давних травм и курения делали свое подлое дело).
Явно на Чорргоре постоянно происходят оползни. Совершенно все по-другому, чем я помнила. Самый край подъема по очень крупным камням. Потом снежник. В 18:30 мы поднялись и устроили перекус (усиленный шоколадом и колбасой).
На подъеме мы встретили две группы, которые двигались навстречу: какие-то дети с 3-мя мужиками из Москвы, а на снежнике студентов, играющих в снежки.
После снежника были еще огромные гигантские камни, потом еще снежник, потом опять камни. Потом мы дали детям в честь их первого "тысячника" по 10 г "Дербента" (уже все промокли), а сами хряпнули за наш "крайний тысячник")))
Потом дети шли с папами в связке по снежнику: Силин-Сережка-Катя-Андрюшка-Андрей(Соловей), а мы с Леночкой топали отдельно (веревка короткая, брали только из-за детей).
20:20. Потом был бесконечный спуск по камням (свежие и не очень осыпи) крупным и мелким. Все "живое", движется, ужас! Уже ничего не идет, не движется, и мысль только одна: "никуда не хочу идти". Какие-то еще баранки ели. Слезли до "зеленки". Мужики ушли искать место. У Кати обнаружилась поломка наушников. Она очень расстроилась, но, наверное, все было бы проще, если б не усталость. Вообще не понятно, как дети дошли? Но они даже ходят, а у меня желание упасть и не вставать хотя бы до послезавтра! Андрюшка от усталости все время спуска болтал и даже на него поругались все понемножку. Но Леночка его очень хвалила за помощь на перевале. А Сережка шел так, что я думаю, он лучший из нас всех походник.
Кстати, нам повезло с погодой.: было мало солнца, много облаков.
Встали на место. Нашли дрова. Я рубила и мне палка отлетела в бровь. Папа меня лечил и жалел :)
Детки поели и стремительно заснули.
В 2:40 легли и мы.
С п о к о й н о й    н о ч и.......

Интересно вам про это читать? Дальше писать?
Собственно мы сейчас думаем куда мы собираемся летом ;) Очень мне хочется собраться куда-нибудь в горы или на реки/озера в Карелию, например...  Надо подумать :)

Спасибо, что зашли ко мне в гости!

1. пиши-пиши!!!!! что за вопросы! еще хочу походных историй!!!

1. Ну, хорошо-хорошо!!! Уговорила ;) Завтра выпущу вторую порцию :)

2. Вероника, зачиталась!!! Очень хочется продолжения.....Красота

1. Спасибо! Красота - не то слово! Там просто потрясающе!!! Стоишь наверху и чувствуешь себя счастливой безмерно... Так... сильно!...